Зураб Церетели: Я УХОДИЛ С ЮМОРОМ
Памяти великого скульптора.
В жизни президента Российской академии художеств, народного художника РФ Зураба Церетели все контрастно. Одни его обожествляют, другие — критикуют, но он, однако, ни обольщается, ни впадает в хандру. Я встретилась с ним на его выставке в Манеже. «Можно на некоторые ваши вопросы отвечать смешно?» — с характерным грузинским акцентом спросил он. «Можно», — ответила я, зная, что только выиграю от этого.
Зураб Константинович, откуда у вас такая тяга ко всему большому?
— Маленький я, потому и люблю все большое.
Часто ли вам приходилось оглядываться назад?
— Никогда. Зачем? Я не из тех, кто плачет и ропщет на то, что вот в такие-то времена жили хорошо. Меня так воспитали. А еще меня воспитали быть благодарным тем, кто когда-либо делал тебе добро.
И много таких?
— Мир не без добрых людей. Вот мою дипломную работу «Песнь о Тбилиси» поддержал ваш великий земляк Мартирос Сарьян. Правда, она так и не была допущена к защите, но мнение такого мастера для меня было важным.
С кем еще из армян судьба сводила вас в творчестве?
— В начале 60-х годов мне поручили расписать детский кинотеатр в Тбилиси. Я сделал эскиз, которому суждено было стать своего рода рекомендацией, позволившей мне войти в сферу большого монументального искусства. На меня обратил внимание приехавший в Тбилиси известный архитектор Мндоянц, работавший вместе с Посохиным над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Благодаря ему я и был приглашен на работу в качестве главного художника этого огромного уникального объекта.
С чем у вас ассоциируется Армения?
— С Авлабаром — самым лучшим районом Тбилиси, где живут мудрые и очень веселые люди — армяне.
Глядя на вас, кажется, что у вас нет никаких проблем…
— У кого есть желание трудиться, для того действительно нет никаких проблем. Проблемы есть у людей ленивых. Я не понимаю тех, кто говорит: нет настроения, ничего делать не буду. У меня такого не бывает. Каждый день я делаю 60 рисунков и пишу одну картину маслом, метр на метр или метр на два.
Выпады критиков тоже не создают проблем? Вообще это влияет на вас?
— Как-то в Америке я сидел в кафе с Сальвадором Дали и его женой Галой. Дали жаловался на то, что в последнее время его не ругают, значит — забыли. Я тогда не понимал этой логики, в то время в СССР, когда кого-то ругали, то могли и в Сибирь сослать. Теперь времена другие. И я, вспоминая слова Дали, радуюсь, что меня ругают — значит, знают и помнят. Я всегда говорю: пусть ругают, дай Бог им здоровья. Кстати, недавно один из моих злостных критиков попал в больницу и был в очень плохом состоянии. Я помог ему.
Искусство так велико, что тот, кто с ним соприкоснется, не будет злым. Даже критики, если бы рисовали, были бы добрыми. Я вообще считаю, что мир спасет только доброта.
А как это проявляется в вашем искусстве?
— Вот, например, скоро я поеду на встречу в штаб-квартиру UNESCO, где собираюсь представить свои новые проекты. Моя цель — через искусство бороться против терроризма и СПИДа. Уже 11 сентября 2006 года в Америке в штате Нью-Джерси будет воздвигнут 40-метровый монумент «Слеза скорби» памяти жертв теракта. Выполнен он будет в виде прямоугольного бронзового пилона, стоящего на ступенчатом гранитном основании. В расколе пилона замерла в падении 11-метровая титановая слеза, по которой стекают капли воды. Это сердце плачет о жертвах терроризма. А на постаменте выгравируют имена всех жертв трагедии.
Как вам удалось в советские времена не написать ни одной идеологической работы?
— Знаете, была забавная история. В комплексе Музея Ленина в Ульяновске я сделал бассейн «Подводный мир». Меня вызвали в ЦК, чтобы поругать. Мне говорят: «Что это за безобразие, Зураб Константинович, вы сотворили в ленинском мемориале? У вас там какие-то крабы, лобстеры, лангусты, рыбки плавают». На что я невозмутимо ответил: «А что должно быть в бассейне?» — «Ну как — что? — возмутились они. — Революция». — «Под водой?» — спросил я. Они не нашлись, что ответить. Тема была закрыта. Вот так, с юмором, я и уходил от таких заказов.
Говорят, серебряная ручка, с которой вы не расстаетесь, сделана по вашему эскизу?
— И не только ручка. Вот галстук. Нравится? Хотите, сделаю платье, кепку. Каждый должен знать свое дело в совершенстве в любом его проявлении. Между прочим, как-то ко мне на выставке подошла женщина и спросила: «Я шью, можно использовать орнамент с ваших картин?» Я сказал: «Ради Бога». Это же приятно, когда не остаются равнодушными к тому, что ты делаешь.
Часто ли у вас крадут идеи?
— Бывает. Вот американцы украли у меня некоторые идеи по «Парку чудес», каким я его представлял в Москве. Но это не органично для них, поэтому плохо смотрится.
Что для вас «акт творчества»?
— Я был в мастерской у Пикассо и видел, как он творил. Перед полотном он превращался в актера, который рисовал картины, словно играл. Это дано лишь великим мастерам.
- Номер выпуска N1-2 (51) 2016
АРМЯНСКАЯ СВАДЬБА В ДОМЕ КИНО
2 и 3 Мая в 19.00 в Доме кино состоится необычный танцевальный спектакль ансамбля "Проф Арт Денс" под руководством Тиграна Мнояна.
Это прекрасная возможность для путешествия в мир армянской культуры, истории и танца.
С танцевальным спектаклем «Армения: история в танце» вы пройдетесь по эпохам армянской истории от Ноя до наших дней, от великих войн до шумных свадебных гуляний.
"Армения - земля, где танцы - это язык души. Они воплощают в себе тысячелетнюю историю и культуру нашего народа. Один из самых древних армянских танцев - «Кочари» - внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, - говорит автор идеи проекта Лена Геворгян. - Мы, можно сказать, раскрываем свою танцевальную душу перед зрителем".
"Армяне пронесли свою культуру танцев сквозь века. Танцы дошли до наших дней почти в первозданном виде, сохранив красоту и отточенность форм. Именно танец - та связующая нить с прошлым, которая знакомит нас с жизнью и бытом армян того или иного региона. Это отражение жизни, верований, любви к родине и семье", - добавляет режисер Алевтина Гаврикова.
"Этим спектаклем мы даем понять, что помним каждый уголок, в котором жили армяне, и будем передавать эти традиции из поколения в поколение", - делится руководитель ансамбля Тигран Мноян.
Остаётся добавить, что в программу входят национальные танцы - кочари, берд, ярхушта и многие другие - в исполнении ведущих армянских танцоров.
Будут звучать традиционные армянские инструменты: дудук, зурна, канон, вживую украшающие богатую палитру национальных армянских мелодий.
Хотя танец изъясняется на универсальном языке, понятном каждому, все-таки в этот вечер не окажутся лишними титры на армянском, английском и русском языках, рассказывающие историю происходящего на сцене.
Кульминация вечера - настоящая армянская свадьба, на которой зритель получит возможность стать гостем весёлого праздника.
Занимательный сюжет и эмоциональная атмосфера, традиционные национальные костюмы, декорации и видеосопровождение на протяжении всего спектакля полностью погрузят находящихся в зале в мир армянской культуры.
- Номер выпуска N1-2 (51) 2016
Как Мкртчян-Борюся «поцелуй» искал и суету-сует наводил
В фильм «Суета сует» Фрунзик Мкртчян попал по протекции Данелия. Именно Данелия будучи педагогом режиссера фильма Аллы Суриковой порекомендовал взять Фрунзика вместо Басилашвили в ее дебютный фильм.
К тому времени автор сценария Брагинский и Алла Сурикова, работая над фильмом «Суета сует» решили, что фильм будет добрым, чуть смешным, порой печальным и, что особенно важно, правдивым».
Замысел сценария родился у Брагинского в типичных житейских обстоятельствах. Однажды ему пришлось присутствовать на свадебной церемонии в одном из столичных загсов. В то время как заведующая поздравляла новобрачных, они имели неосторожность ступить на нарядный ковер машинной работы, занимавший большую часть зала. «Сойдите с ковра», – изменившимся голосом, без паузы сказала заведующая и сразу же вернулась к поздравлениям…
Вот моя героиня, подумал Брагинский, что, если рассказать о женщине, которая тысячи раз в году произносит одни и те же фразы: «Дорогие молодожены! Сегодня у вас самый счастливый день…"
Так и появилась героиня сценария «Суета сует» Марина Петровна, годами великолепно справлявшаяся с такой ролью, вдруг оказалась в ситуации, к которой она не была подготовлена. Однажды в разгар рабочего дня, когда она находилась, что называется, «при исполнении», вошел ее собственный муж и, с трудом подбирая слова, объявил, что пришел просить развода…».

В главных ролях должны были сняться Людмила Гурченко и Олег Басилашвили, но на пробах Алла Сурикова, новичок в своем деле, чувствовала себя очень неуверенно – по ее словам, ей казалось, что это не она проводила кинопробы, а «две мегазвезды» пробовали ее, молодого режиссера. И тогда она решилась все переиграть…
С исполнительницей главной женской роли Сурикова определилась довольно быстро. В образе сотрудницы ЗАГСа Марины Петровны, брак которой трещит по швам, очень органично смотрелась Галина Польских. А вот подобрать ей подходящего партнера оказалось намного сложнее. Но сценарий сам подсказал режиссеру правильное решение.

Сурикова рассказывала: «Первая фраза в сценарии была такая. Муж приходит к жене в ЗАГС и говорит: «Марина, я пропал. Я, можно сказать, погиб, мне понравилась посторонняя женщина». И я мысленно подбирала мужчину, для которого эти слова были бы естественными. Любой человек русский должен был бы встать на цыпочки, чтобы произнести, или как бы комиковать. А для Фрунзика, который приходил, всовывал свой нос в дверь и говорил, что он пропал, что ему понравилась посторонняя женщина, – было искренним. И я его вычисляла и вычислила… Во-первых, грустные глаза. Во-вторых, это человек, который ставил в Армении «На дне» Горького как режиссер. То есть в нем была та глубина, то знание жизни и та требовательность к себе, которая давала право ему играть кого угодно, в любой стране».
Однако поначалу Брагинский не одобрил кандидатуру Мкртчяна – уж слишком выразительной была его внешность и акцент, что не предполагалось в сценарии. Но когда Мкртчян появился на пробах и произнес первые фразы, ему удалось очаровать всех членов съемочной группы, и Брагинский не только согласился отдать ему главную роль, но и специального для него дописал дополнительные сцены и диалоги, чтобы обыграть его колоритные национальные черты. Так появился диалог: «Сколько лет живешь в Москве, а не научился правильно говорить по-русски!» – «Русский язык такой богатый, а я человек бедный…».

Уже само появление Борюси-Фрунзика в кадре рядом с Галиной Польских выглядело комичным. Еще более уморительно он смотрелся в образе героя-любовника, в сценах с молодой разлучницей Лизой, едва не разрушившей его брак с Мариной Петровной.
Роль любовницы досталась Анне Варпаховской. Для нее эта киноработа была одной из первых, и поначалу она воспринимала все, что происходит на съемочной площадке, как должное – ведь работают профессионалы, им видней. Но в одном из эпизодов молодая актриса заподозрила неладное – Фрунзик Мкртчян, очень не любивший дубли, сам требовал повторять без конца сцену прихода его героя к новой избраннице. По его словам, он никак не мог выбрать нужный «вариант поцелуя». На седьмом дубле актриса запротестовала. А
«Да она целоваться по-настоящему не умеет!» - жаловался Мкртчян. Жаль эта сцена в фильм так и не вошла
Кстати, когда у Варпаховской родился сын Леня, на экраны только вышла «Суета сует». Она лежала в родильном отделении, а женщины из всех палат прибегали посмотреть, похож ли ее сын на Фрунзика Мкртчяна. После премьеры людская молва их поженила. Поэтому ей долгое время после выхода фильма передавали для Фрунзика приветы, спрашивая, как он поживает, будучи уверенными, что в жизни они муж и жена».
Очень трогательно Фрунзик относился и к своей экранной жене Галине Польских. Когда в финале его герой одумался и вернулся к супруге, он был так растроган, что расплакался по-настоящему – уж очень он сочувствовал героине очаровательной Галины Польских. Суриковой даже показалось, что актер в тот момент действительно готов был на ней жениться.
Фильм имел бешеный успех. Только в Москве, за первую неделю проката фильм посмотрело больше 26 млн зрителей! Вот такая оказадась «Суета сует»
- Номер выпуска N1-2 (51) 2016
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ, ЗНАМЕНИТЫЙ ИСТОРИК МОДЫ В ЕРЕВАНЕ
16 апреля в Ереване, Бизнес центр «Элит Плаза», Александр Васильев представит моноспектакль «Тайны модных домов».
- Номер выпуска N1-2 (51) 2016
КЛАСС+КЛАССИКА. Еще один фурор!
В Национальном академическом театре им. Г.Сундукяна состоялся финал театрально-образовательной программы «Класс+Классика».
За две недели профессионалы от театра смогли сделать невероятное - подготовить неопытных, но жаждущих сцены ребят и вынести в их исполнении на суд зрителя спектакли в разных жанрах: драма, пантомима, мюзикл.
Последний, мюзикл, по традиции, стал завершающим аккордом, квинэссенцией вечера, когда все участники собрались на одной сцене, передав в заполненный зрителями зал свои эмоции и получив в ответ бурные аплодисменты наряду с дипломами, врученными замминистра образования, науки, культуры, спорта Даниелом Даниеляном. Очередной фурор состоялся!
В этот день участники программы выступали на прославленной сцене Альма-матер вместе с ведущими актерами страны.
В нынешнем году в программе приняли участие 70 учащихся из Еревана и различных регионов Армении.
Проект реализуется Национальным академическим театром имени Габриела Сундукяна при поддержке МОНКС Армении.
Её инициатор - директор театра Вардан Мкртчян, руководитель проекта - Мане Мкртчян-Арзуманян. Конечно же, проект активно поддерживал худрук театра Армен Элбакян.
Программа направлена на укрепление связи школы и театра, содействие профессиональной ориентации участников, а также предоставление культурного опыта, знаний и развития театральных навыков.
"Не все из участников станут артистами, но, думаю, театралами в дальнейшем станут, пожалуй, все", - сказал Вардан Мкртчян, объявив в присутствии замминистра о том, что есть немало желающих приобщиться к театру и в регионах и хорошо бы в ближайшее время вывести проект за пределы Еревана.
Как пообещал нам, уже в кулисах, Даниел Даниелян, над этим стоит задуматься и при первой возможности осуществить и эту идею.
Драматическими группами в этом году руководили Армен Марутян, Артур Карапетян и Армен Кушкян, преподаватели – Лусине Костанян, Рузанна Ахназарян и Аракся Меликян. Руководителем музыкальной группы а очередной раз выступил Геворг Давтян, преподавателем – Арина Араратян, руководителем группы пантомимы был Айк Исраелян, преподавателем – Нарине Исраелян.
В качестве подарка участники, по традиции, получили годовые бесплатные входные билеты в ставший для них родным Театр Сундукяна.
- Номер выпуска N1-2 (51) 2016